Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Познание Бога меняет все

В мире существует два типа людей: обычные, то есть те, кто живет естественной жизнью, и те, кто внутри имеет сверхъестественную жизнь. Одни родились лишь однажды; другие были рождены второй раз. Многие не доверяют и не ценят Иисуса как Господа и Спасителя. Драгоценное же меньшинство доверяет и верит.

В наше время различить эти два типа людей может быть непросто. Несмотря на то, что ложные качества торжествуют, и неверующие проявляют выдающиеся социальные добродетели, в контексте общей для всех человечности, по сути, нас отличает лишь одно: знаем ли мы Бога по-настоящему через Иисуса, или нет. Спустя некоторое время, дерево либо даст плод, либо не даст. Станет очевидно, имеем ли мы в душе сверхъестественную жизнь, или не имеем.

В Нагорной проповеди Иисус указывает на язычников как на не знающих Бога. Они приведены в качестве негативного примера по четырем отдельным позициям – как те, кем христиане быть не должны. Вопреки нашим естественным инстинктам и через Божью благодать в Его Слове и Духе Иисус призывает нас не к любви по-язычески (Мф 5:57), не к молитве по-язычески (6:7), не к языческим страхам (6:32) и не к лидерству по-язычески (Мф 20:25, Мк 10:42, Лк 22:25). По сути, Он призывает нас жить таким образом, который бы соответствовал тому, что мы знаем Бога.

Не уподобляться язычникам

До прихода Христа язычники (неевреи) были, в своем большинстве, совершенно обычными, естественными, мирскими людьми, рожденными во грехе и живущими во грехе, «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имеющие надежды и безбожники в мире» (Еф 2:12). Бог избрал Авраама, породившего особенную этническую группу людей, которым Он себя открыл. Бог говорил только со своим избранным народом – евреями. В то же время язычники, за редким исключением, не слышали или не знали истинного Бога.

Даже в своем служении Павел, апостол язычников, придерживается такого о них мнения. Он писал, что распятый Христос – «для язычников безумие» (1 Кор 1:23) и призывал своих последователей «не жить как язычники, по суетности ума» (Еф 4:17). Петр также предостерегал христиан по поводу язычников, которые «говорят о вас как о злодеях» (1 Петра 2:12); он проводил четкую черту между христианской жизнью и жизнью язычников, «поступавших по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям [мужеложству, скотоложству, помыслам], пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению…» (1 Петра 4:3).

Пожалуй, самым показательным в этом отношении является обращение Павла к верующим: «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес 4:4-5). В конце-концов, суть не в этносе, а в познании Бога. Христианство смело заявляет, что через Иисуса Христа и Его Дух мы знаем и радуемся об истинном Боге. Итак, наш мир населяет два вида людей: те, кто знает Бога во Христе, и те, кто Его не знает.

Знать Бога

Принимая во внимание ожидания первого века касательно того, что евреи должны были знать Его, так как им было вверено слово Божье (Рим. 3:2), а язычники – нет, не стоит удивляться тому, что Иисус работает именно с этими категориями в Нагорной Проповеди.

Иисус призывает Своих людей, тех, которые знают истинного Бога как Отца, к любви, молитве, жизни и образу лидерства, которые отличаются от «обычаев мира сего» (Еф 2:2) и «прежних похотей, бывших в неведении вашем» (1 Петра 1:14). Он призывает нас любить, молиться, жить и вести за собой других не так, как диктуют наши природные инстинкты, но по сверхъестественной силе, будущему упованию и соответственному воплощению.

Каким образом наша любовь, молитвы, переживания и стиль лидерства должны отличаться от обычаев мира, если мы знаем Иисуса?

Как не следует любить

Один из самых знаменитых элементов учения Иисуса – Его потрясающий призыв к любви к врагам. «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44). Даже язычники любят своих друзей.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
(Евангелие от Матфея 5:46-47)

Так определяется любовь по-язычески. Она приравнивается к любви сборщиков налогов. Даже сборщики налогов любят тех, кто любит их. Даже язычники приветствует тех, кто приветствует их. Это всего-навсего естественно.

Но Иисус призывает своих людей любить и приветствовать других вне рамок естественного. Он призывает нас к сверхъестественной любви, выходящей за пределы норм и моделей этого мира. Любви, которая не осеняется наградой сразу же, в этой жизни, но терпеливо ожидает награды небесной. Любви, которая превышает ожидания этого мира, бросая вызов естественному объяснению, приводящей к тому, что наше отличие стает очевидным для всех окружающих.

Любовь к врагам была явлена нам нашим Отцом (Рим. 5:8,10), и именно это сделает явным для мира, что мы – «сыны нашего Отца, сущего на небесах» (Мф 5:45). Любовь к врагам не является способом заслужить небесное усыновление, но является его свидетельством. Мы показываем сверхъестественную любовь нашего Отца, когда любим тех, кто (пока еще) не любит нас.

Как не следует молиться

Буквально через несколько предложений Иисус провозглашает радикально новое видение молитвы, идущее вразрез с молитвой обычного человека. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф 6:7).

Кроме откровения Самого Бога в Его Слове и в Его Сыне, люди по естеству своему считают, что нам необходимо заработать или заслужить Божье внимание «многословием» — нагромождая надутые, красноречивые фразы. Иисус же преподносит совершенно отличный образ Своего Отца, Который «знает нашу нужду прежде нашего прошения» (Мф 6:8). Во Христе мы познаем Бога таким, какой Он на самом деле есть – любящим и близким Отцом, который видит и знает каждую нужду. А это значит, что нам не нужно подавать Ему сигналы множеством слов и пустыми фразами.

Затем Иисус преподает чрезвычайно непосредственную и простую модель молитвы, состоящей из каких-то 50 слов (Мф 6:9-15). Христиане молятся не так, как те, кто может лишь догадываться о том, каков Бог. Суть в том, чтобы знать настоящего Бога, а не плод человеческого воображения и домыслов. «Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6:8)

Как не следует бояться

Далее Иисус говорит о наших ежедневных страхах и переживаниях, связанных с жизнью в этом мире. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» (Мф 6:25). Он направляет Своих последователей за рамки базового человеческого существования, забота о котором может полностью занимать естественный разум, особенно в случае, когда еда, питье и одежда ограничены. Тем не менее, если мы знаем Бога как Отца, мы также знаем, как Он заботится о Своем творении, и более того – о носителях Его образа.

Посмотрите на птиц, как Он их кормит. Посмотрите на лилии, как Он их одевает. Разве вы не более ценны для вашего Отца, чем птицы и бессчетные лилии?

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом
(Евангелие от Матфея 6:31-32)

Язычники ищут даяний этого мира, даже и на миг не взирая на небо. Иисус призывает Своих людей, знающих Его Отца, возвыситься над низменными потребностями естественных людей и «прежде всего, искать Царства Божьего и правды его» (Мф 6:33), полагаясь на помощь и заботу своего Отца.

Как не следует вести

В конце-концов, мы переходим к 20-й главе Матфея, где мать Иакова и Иоанна просит Иисуса, чтобы ее сыновья сели по его правую и левую руку в Царстве. Это весьма наглый запрос. Иисус отвечает, что это не Ему решать (Мф 20:23), и далее указывает на незрелое основание ее вопроса.

Такое прошение базируется на языческом (или естественном) представлении о лидерстве как личной привилегии. Иисус же призывает своих людей к другому видению, видению сверхъестественного лидерства, которое Он воплощает, направляясь ко кресту.

Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих
(Евангелие от Матфея 20:25-28)

Естественное лидерство властвует над вверенными ему людьми. Языческое лидерство использует власть без какой-либо жертвенности. Но Иисус говорит: «Да не будет так среди вас». Он сам лично пробивает новый путь и призывает последователей присоединиться. Он не использует Своих последователей для личных привилегий и личной выгоды. Он не опустошает их, чтобы наполнить Себя. Напротив – в Своей полноте Он опустошает Себя, без отречения от Своего господства, ради блага Своих последователей. Он не отказывается от Своего титула, но использует его во благо вверенных Ему, а не для Себя.

Надежда язычников

Иисус призывает Своих последователей отличаться от мира, его моделей мышления, и того, что естественно. Он призывает нас, чтобы мы, под руководством Евангелия и Его Духа, были подобны нашему сверхъестественному Отцу Небесному, возлюбившему нас, когда мы были еще врагами, который слышит наши по-детски простые молитвы, знает и заботится о каждой нужде, а также использует власть с милостью и жертвенностью, не доминируя и не диктуя.

Преображающая Божья благодать указывает на то, что для язычников есть великая надежда. Негативные отсылки на язычников в Евангелии далее выливаются в чудесную надежду для них в Книге Деяний и Послании к Римлянам, в великом «обращении к язычникам» (Деян 13:46). Ни один язычник, вне зависимости от того, насколько он далек, не находится вне досягаемости Христа. И наш Господь любит искупать пути, на которых мы, евреи или язычники, оказываемся неспособными любить, молиться, жить и вести как должны.

Бог не удивляется тому, что нас нужно основательно переучивать, и что мы часто возвращаемся на свои языческие пути. И все же, на каждом повороте нашего путешествия к финальной славе именно познание Его играет решающую роль.

Комментарии закрыты.