Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Никогда не будь мудр в своих глазах

Медленно, ненавязчиво, но неотвратимо наша гордыня прививает нам нежное и привязанное отношение к самим себе. Часто, чем дольше нас знают близкие нам люди, тем менее замечательными и впечатляющими мы им кажемся. Забавно, что наше отношение к самим себе претерпевает совершенно противоположный эффект. Мы становимся склонными к тому, чтобы баловать и изнеживать наше представление о себе.

Например, когда возникает конфликт или несогласие, ты часто мгновенно (подсознательно) предполагаю, что ты прав, и что бремя предоставления доказательств лежит на плечах представителя другой стороны. В мысленном зале суда, находящемся в моей голове, наши собственные мнение и позиция звучат гораздо более логично и убедительно (что не удивительно), и конечно нуждаются лишь в грамотно представленной защите. В любом разговоре — не важно, прав ты или не прав, — твой внутренний порыв говорит кое-что о том, что ты видешь в зеркале.

Бог, однако, приводит твой удобный зал суда в полный хаос всего лишь несколькими словами апостола Павла: «не мните о себе» (Римлянам 12:16, РСП) (в англ. переводе: «никогда не будьте мудры в своих глазах» — прим.пер.) Не торопитесь считать себя мудрыми и никогда не будьте мудры в собственных глазах. Конечно, дело не в том, что в самой мудрости есть что-нибудь плохое, ведь сам апостол Павел учит нас молиться о мудрости (Ефесянам 1:16-17). Однако, если истинная мудрость рождает глубокое смирение и радость в Господе, то любая другая разновидность «мудрости» приводит лишь к ужасному бунту против Него (Притчи 26:12).

Три крика распятой гордости
В книге Притчей мы читаем: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи 3:7). Исаия пишет: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!» (Исаия 5:21). Все, что Бог говорит должно заставлять нас серьезно задуматься. А если Он говорит о чем-то не единожды, а повторяет Свое предупреждение снова и снова?

Итак, мы нуждаемся в том, чтобы Бог даровал нам дух истинной мудрости, чтобы научить нас распинать нашу гордыню. Вместе с повелением «не будьте мудры в своих глазах», Бог через апостола Павла дает многие наставления о том, как сражать эти греховные побуждения. Апостол проливает свет на три великих принципа: ищите благодать в других, осознайте, насколько мало вы знаете и наслаждайтесь тем, чего достигают ваши слабости.

1. Мне нужна благодать, которая есть в других.
Мы начинаем думать о себе больше, чем нужно (скрытно или явно), зачастую именно тогда, когда начинаем думать о других меньше, чем следует, или же предпочитаем не думать о них совсем. В 12-й главе послания к Римлянам, выше того стиха, что мы читали, Павел пишет: «…всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать…» (Римлянам 12:3). В следующих стихах Павел пишет не о том, насколько мы на самом деле немудры, но о том, насколько каждый из нас ценен, как член тела Христа (Римлянам 12:4-5). Первый шаг в наступлении на гордыню совершается, когда мы начинаем восхищаться армией вокруг нас – другими членами тела Христа, наполненными и усиленными благодатью.

Гордыня ставит себя – свою мудрость, свои дары, свой опыт, свой потенциал – выше других. Она фокусируется на своих сильных сторонах и не обращает внимания на слабые, в то же время, преувеличивая слабости других и недооценивая их силы. Когда гордыня сталкивается с противостоянием, она склонна уныло начать погружаться в убийственное самокопание и самосожаление. Однако, Павел не хотел позволить нам замкнуться в себе. Для этого он обращает наше внимание наружу — на потрясающую благодать, вложенную Богом в других людей. Истинное смирение не станет скрыто ненавидеть дары благодати, данные кому-то, кроме себя, но будет любить их так же, как собственные и даже больше.

Один из способов распять свою гордыню — это размышлять о том, что другие верующие знают (или делают хорошо), в отличие от нас: как легко они вспоминают слова из Библии, как быстро они прибегают к молитве, как смело они делятся евангелием с неверующими, как щедро они жертвуют своим временем и деньгами, с какой любовью они призывают других к святости, как они переносят страдания с радостью. Бог дает нам особую благодать в определенных сферах. Однако, Он никогда не дает всю благодать одному члену Своего тела, но вместо этого Он разделяет ее между нами, чтобы мы в смирении, и это не всегда приятно, зависели друг от друга (Римлянам 12:5). И когда мы растем в смирении, мы учимся не просто осознавать и принимать эту зависимость, но и начинаем восхищаться Божьей мудростью, увязывающей нас, словно нити, в одно полотно при помощи благодати.

В другом месте Павел пишет: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3). Если мы хотим думать о себе правильно, трезво и смиренно, нам стоит начать думать более высоко о других, прилежно и с ожиданием усматривая Божью благодать в других людях

2. Все, что у меня есть, было мне дано.
Наряду с тем, чтобы ценить благодать и мудрость, которую другие люди получают от Бога, нам важно помнить, что истинная мудрость не была бы нам доступна, если бы не была дарована нам по благодати. Павел пишет: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Коринфянам 4:7). Все, что у на есть – знание, мудрость или способности – даровано нам Богом и предназначено для того, чтобы возвеличить Его, а не нас.

Бог не выбирал нас из-за нашей мудрости, позднее добавив к ней Свою, будто бы Ему не хватало нашего экспертного мнения (1-е Коринфянам 1:27). «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1-е Коринфянам 3:19). Любая мудрость, присущая нам самим не является на самом деле мудростью, так как непростительно мало говорит о Боге. Книга Притчей предупреждает нас: «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» (Притчи 26:12).

Если мы хотим возрастать в смирении, то мы должны дать своей гордости понять – мы знаем, что мы ничего не знаем так, как следует – истинно и надолго – без Бога. Все, что мы знаем о Боге — о грехе и о святости, о рае и аде, о браке, родительстве, служении, суверенности Бога, о церкви или последнем времени – все это мы знаем благодаря Богу. Единственная мудрость, которая все преодолеет и устоит не будет иметь ничего общего с тем, что этот мир считает и называет мудростью, то есть всем, что мы знали до или без Христа. Истинная мудрость будет казаться этому миру глупостью, ведь она так похожа, так напоминает того «жалкого» Богочеловека, которого они жестоко отвергли и распяли. Хотя на самом деле, к сожалению, жалость могло вызывать лишь их совершенное непонимание реальности и вечности.

Мир наполнен информацией, выдающей себя за мудрость, особенно в наш век интернета, и огромное ее большинство довольно скоро исчезнет. Бог говорит: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1-е Коринфянам 1:19). Нам нужна та редкая мудрость, что часто терпит поношение в этом мире и раскроется только с течением веков – мудрость Божья, открытая нам в Его Слове. Остерегайтесь любой уверенности в собственной мудрости, помня, что вы ничего не имеете без благодати и ничего не знаете без Бога. Что бы ни было вам открыто свыше, помните, сколь ничтожно мало вы все еще знаете.

3. Когда я немощен, тогда силен.
В одном из самых загадочных мест в Библии, Бог открыл Павлу небеса, где он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Коринфянам 12:4). Он видел и слышал то, чего никто другой не видел и не слышал. Какой великой мудростью и откровением он делится после того, как был вознесен Богом прямо на небеса?

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился»
(2-е Коринфянам 12:7).

С необыкновенными откровениями пришли и необыкновенные испытания и противостояние. Зачем Богу было открывать Павлу небеса, а затем позволять сатане удручать его? Павел, как бы отвечая на это, дважды в одном стихе пишет: «чтобы я не превозносился». Превозношение оскорбляет мудрость и скрывает от нас разум и руку Божьи. Слабость и смирение, а не человеческая сила и мудрость, отражают благодать Божью. Иисус говорит: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2-е Коринфянам 12:9).

Всякий человек, получающий мудрость от Бога, получает и какое-то жало – страдание, которое трудно сносить, горечь, которую сложно забыть, болезнь, которая никак не проходит, слабость, проявляющая себя снова и снова. Как выглядит ваше жало? Иногда нам может казаться, что это жало – меч в руках сатаны, хотя на самом деле теперь его руки связаны суверенной благодатью. Если мы любим Бога, то поймем, что обрезание, совершаемое Им есть ничто иное как спасительная операция по удалению гордыни, в которой мы так нуждаемся.

Как Павел реагировал, когда Бог неоднократно смирял его гордость?

«И поэтому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»
(2-е Коринфянам 12:9-10).

Когда я немощен, тогда силен. Когда я безумен, тогда мудр (1-е Коринфянам 3:18). Когда унижаю себя, тогда буду возвышен (Матфея 23:12). Это крики распинаемой гордыни. Мы не восхваляем наши слабости сами по себе, как таковые, но смиренные и мудрые люди радуются о том, что Бог делает через их слабости, когда они вверяют всю свою несостоятельность Ему. Он любит видеть, как Его превосходная сила совершается и отражается в сокрушенных душах.

Когда мы отказываемся быть мудрыми в собственных глазах, видим и ценим благодать в других, признаем ничтожность наших познаний и хвалимся нашими немощами, Бог получает славу — и мы видим Того, Кто приносит радость и удовлетворение, неподвластные нам самим.

Комментарии закрыты.