Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Как возлюбить тех, кто нам не нравится

Неприятная заповедь

Несомненно, Иисус призывает Свой народ любить тех, кто нам не нравится: в церкви и вне её. Любовь, которой Он учит нас, не основана на личных предпочтениях и общих интересах. Мы не смотрим на окружающих, как некоторые щурясь смотрят на бесформенные облака, стараясь разглядеть в них причудливые фигурки, что-нибудь милое, прежде чем действовать. Все, что требуется для заботы о ком-нибудь на этой планете, это заповедь нашего Учителя:

Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
(Св. Евангелие от Луки 10:27)

Конечно, досадно, что мы не можем выбрать, кто поселится в соседнем доме или окажется лежащим на краю дороги (Св. Евангелие от Луки 10:25-37). Бог ожидает от нас любви, и в этом и кроется смысл этой заповеди, что мы будем любить тех, кого нам любить противоестественно. Иисус требует от нас даже больше, призывая любить тех, кого мы имеем все причины ненавидеть – наших врагов.

Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
(Св. Евангелие от Луки 6:35)

Даже неверующие любят тех, кто любит их в ответ: им нравятся смешные, богатые и красивые. А Бог призывает Свой народ любить тех, кого любить трудно, не требуя при этом взаимности. И тут все мы, как и мой друг, задаемся вопросом: «Как?» Иисус и апостол Павел раскрывают нам секрет.

Упражняйтесь в нашей надежде

Павел передает нам божественный рецепт, который обнаружили колоссяне:

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования…
(Послание к Колоссянам 1:3-5)

Колоссяне любили «всех святых» не потому, что это было легко. Позже Павел призовет колоссян «снисходить друг ко другу и прощать взаимно» (Послание к Колоссянам 3:13). Павел не жил иллюзиями. Он знал, что придется «снисходить» к некоторым людям, а еще большее количество – прощать.

Но заметьте, что они не ждали, что все подготовятся, остепенятся и станут достойными любви, и их станет легко любить. Нет, их мотивация была неприкосновенна. Они любили, потому что у них была надежда на «уготованное на небесах».

Служите незаслужившим

Иисус тоже этому учил. Расширяя наш призыв любить за пределами «своего народа», Он говорит:

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Св. Евангелие от Матфея 7:11,12)

Отец раздаёт Свои дары детям. Убежденные в этом, уверенные в вечном обеспечении и непрестанной заботе, надежде на уготованное на небесах – любите других и творите им добро. Золотое правило выковано в огне доверия Богу, который заботится и о нашей нынешней жизни, и о жизни вечной.

А Иисус поступал так, как проповедовал. Смотрите, как наш Господь служит тем, кто через несколько часов предаст, бросит и откажется от Него:

И во время ве́чери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
(Св. Евангелие от Иоанна 13:2-5)

Иисус делал всё это не усилием воли. Он не был движим их доброжелательностью. Мы читаем, что Иисус кое-что знал, Он понимал, помнил, что пока Он омывает ноги Своим ученикам, грядет действие, приближающее Его крест (Иоанна 13:6-11). Он знал, что всё принадлежит Ему. Он знал, что Он любим Отцом. Он упражнялся в надежде, которая ждала Его на небесах. И Его надежда на вечное завтра придавала Ему силы любить уже сегодня.

Бог приблизился к тем, кого трудно любить

Иисус не просто проповедовал и жил в согласии со Своей проповедью. Он ещё и умер таким образом.

Он решил умереть за нас не потому, что мы такие привлекательные. Он не стал «прищуриваться, чтобы найти в нас милые черты», за которые имеет смысл умереть. Он покинул рай и сошёл на землю, чтобы принять смерть позорную, кровавую, жестокую, неся на Себе всю тяжесть наказания за наши грехи перед Всевышним, а мы в это время пренебрегали им. Когда нас было труднее всего любить, «когда мы были ещё грешниками» (Послание к Римлянам 5:8), Христос умер за нас. Мы совсем не ценили Его, а Он нас ценит. Его персты были пронзены нелюбовью, но Его любовь осталась неизменной: «Отец, прости им», – кричал Он.

А Исайя предсказал то, что произошло: посреди душераздирающей тоски Он будет смотреть с довольством и пронесет Свою любовь до конца (Исаия 53:11). На что же Он смотрит?

Сама любовь смотрела дальше кнутов, гвоздей и креста. Он услышал кое-что отличное от оскорблений, насмешек и криков «распни Его!». Увидел кое-что большее, чем предательство, отлучение и гнев. Он увидел вечное сияние улыбки Отца, и вечную судьбу Своего народа, прислоненную к противоположной стороне Его Креста.

И ради радости, награды, которая ожидала Его, Он взял на Себя Свой Крест (Послание к Евреям 12:2), не стыдясь позора, и победил смерть, чтобы спасти Своих людей. Он не смотрел на то, нравятся они Ему или нет, и возлюбил их.

Беремся за наши полотенца

Наша любовь, глядя на окружающих, видит небесные обещания, размягчающие наши сердца и помогающие нам набраться решимости заботиться о ближних. Мы не пытаемся любить их «сквозь пальцы» или вопреки; мы любим их, даже если они странные, неприятные, несовершенные и неблагодарные. Мы дарим им любовь не по их заслугам, а потому что и сами ничего не заслужили, но названы наследниками мира.

Доброта, жертвенность и забота о тех, кто не может (или по какой-то причине не хочет) отплатить нам той же монетой, не обанкротит нас. Наша «нетленная, чистая, неувядаемая» награда ждёт нас на небесах (Первое послание Петра 1:4). С карманами наших мыслей, набитыми небесным золотом и сундуками нетленных сокровищ, мы достаточно богаты, чтобы потратить время на тех, кто нас раздражает, утомляет и даже вызывает отвращение.

Зная, что мы рождены от Бога и идём к Нему, мы можем встать, обернуть вокруг талии полотенце и склониться пониже, чтобы служить тем, кого иначе мы никогда не смогли бы возлюбить.

Комментарии закрыты.