Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Я не могу простить себя. Что делать?

“Я знаю, что Бог простил меня. Но я просто не могу простить себя”.

Возможно, вы говорили такие слова. Может быть, вы слышали, как кто-то говорит их. Но является ли прощение самих себя библейской концепцией?

Христиане знают, что вера во Христа как Спасителя и Господа даёт свободу от вечного наказания за грех в конце нашей земной жизни, а также свободу от силы греха сейчас. Мы понимаем, что больше не являемся рабами греха, как говорится в Рим. 6:17. У нас есть сила сказать “нет” искушению.

Но это не значит, что мы всегда делаем правильный выбор. Хотя мы и не должны поддаваться греху, иногда мы всё равно делаем это. Если не в действиях, то в словах или мыслях. Есть правдивая пословица: “Старые привычки умирают тяжело”.

Когда это происходит, Библия говорит нам исповедовать наш грех, зная, что Бог верен в том, чтобы простить и очистить нас (1 Ин. 1:9). И так как мы были прощены Богом, мы должны распространять такое же прощение и на других. Иисус включил эту истину в пример молитвы, которой Он научил Своих учеников: “…Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф. 6:12).

Мы просим прощения у Бога, потому что наш грех в первую очередь направлен против Него. Царь Давид понимал это, написав в Псалме 50:6: “…Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал”. Когда Давид совершил прелюбодеяние, а затем усугубил его убийством, он не говорил, что не согрешает против других людей и не причиняет им вреда. Он говорил, что главное его преступление было против Бога, потому что, в конечном итоге, грех является бунтом против Самого Бога.

Итак, когда мы грешим, чьё прощение мы должны искать?

Сначала мы обращаемся от своих плохих дел и просим у Бога прощения. Бог обещает это прощение каждому христианину, который верит в Иисуса, благодаря Его заместительной жертве за нас. И, как мы уже отмечали, Бог обещает простить.

Мы также просим прощения у человека, против которого мы согрешили (Мф. 5: 23-24). К сожалению, хотя Библия и призывает нас прощать друг друга (Кол. 3:13), это не всегда происходит. Недавнее исследование, проведенное институтом Барна, показало, что почти “у каждого четвертого практикующего христианина (23%) есть в его жизни человек, которого ‘он просто не может простить’”. Хотя мы и не можем никого заставить простить нас, мы можем вести себя так, чтобы это показывало им искренность нашей просьбы.

Но как насчёт прощения самого себя? Где Библия говорит, что мы должны себя прощать? На самом деле, нигде. И здесь христиане могут пойти по неверному пути.

Вопрос не в том, простим ли мы себя. Вопрос в том, действительно ли мы верим, что Бог простил нас. Верим ли мы Его Слову? Ведь если верим, вопрос решается автоматически. Мы становимся самонадеянными, когда думаем, что нам нужно и прощение себя самих.

Так почему же нам трудно дается принятие Божьего прощения? Можно предположить несколько причин, например:

Мы просто не верим, что Бог исполнит то, что Он сказал. Вы действительно верите, что нет осуждения для тех, кто во Христе (Рим. 8:1)? Мы бы никогда не назвали Бога лжецом, но наша предполагаемая неспособность простить себя — это, на самом деле, неверие, то есть неспособность поверить Богу и Его слову.

Наше мышление сконцентрировано на делах. Мы думаем, что должны заслужить Божье прощение, и так же часто ожидаем, что другие заслужат наше прощение. Но, по определению, Божья благодать не может быть заработанной или заслуженной.

Мы караем себя за неудачу. Ведь где-то по дороге мы установили сами для себя уровень ожидаемого совершенства. И в этом процессе мы отказываемся принять Божье предложение о прощении, потому что нарушили наш собственный стандарт. Но это не вопрос прощения себя, а вопрос реальности наших отношений с Богом во Христе. Он знает, что мы ошибемся, но всё равно нас прощает (Пс. 102:11-14).

Нам не удалось воспитать нашу мыслительную жизнь. Библия говорит нам “[пленять] всякое помышление в послушание Христу…” (2 Кор. 10:5). В Флп. 4:8 нам говорится о том, что мы должны сосредоточиться на размышлениях о вещах благородных, правильных, чистых и прекрасных, но первым пунктом в этом стихе является размышление о том, что истинно. Поэтому, если мы не чувствуем себя прощенными, то мы пребываем во лжи. Но чтобы взять под контроль свои мысли, нам нужна помощь, и нет лучшего помощника, чем Святой Дух (Ин. 15:26).

И, наконец, действуя так, словно Божьего прощения недостаточно, мы добровольно возвращаем себя под власть врага, хотя Библия говорит нам, что Бог спас нас от царства сатаны и поместил нас в Царство Христа (Кол. 1:13).

Поэтому в следующий раз, когда вам будет трудно простить себя за что-то, что Бог вам уже простил, спросите себя, почему. И вы обнаружите, что ваши тягостные мысли о самопрощении необоснованные — и не библейские.

Комментарии закрыты.