Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Избегать трудных людей — это не любовь Христова

“Жизнь слишком коротка, чтобы проводить время с людьми, которые высасывают из тебя счастье”, — говорит вглядывающаяся в горизонт девушка на черно-белом фото. Пересылаемый тысячи раз в социальных сетях, этот интернет-мем даёт вам право думать следующее: «Вы заслуживаете того, чтобы постоянно чувствовать себя хорошо, поэтому пусть так и будет».

Каждый, у кого есть сложный друг, сосед или коллега, сталкивался с искушением разорвать связь с таким человеком. И в этом есть заманчивый бонус, ведь если мы это сделаем, нас будут называть “смелыми” за то, что мы изолировали себя от сложных людей.

Но когда люди, влияющие на наше счастье, просто неудобны или вызывают раздражение, этот популярный мем ведёт нас ко греху и безрассудству. Если люди, которых мы должны выбросить из своей жизни, это просто те, кто подвёл нас, то разве мы сами не терпели поражений? Если друг искренне пытается обличить нас во грехе, но это заставляет нас чувствовать себя неловко или испытывать стыд, разве мы не заслуживаем подобных отношений?

Для христиан этот вопрос особенно сложный. Тело Христа на земле состоит из человеческих тел. Мы неизбежно сталкиваемся в своих домашних группах или на церковных скамьях с людьми, которых мы находим раздражающими или угнетающими, или странными, или прилипчивыми, или совсем неприятными. Так каков наш вердикт? Следуем ли мы совету того самого мема? Но Библия, как всегда, предлагает лучший путь.

Рецепт 1: Любите друг друга

Когда дело доходит до верующих друзей, Божья заповедь направляет нас к снисходительности, и удерживает нас от того, чтобы избегать их. “…Снисходя друг ко другу любовью,” — говорит Павел в Ефесянам 4:2. Он посылает аналогичное послание Филиппийцам: “Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Филиппийцам 2:4).

Также, Павел писал о любви верующим в Коринфе. Здесь он описывает такую любовь, которая исключает личные интересы: “Любовь… все переносит” (1Кор.13:7). Любовь переносит хронически депрессивного друга, извечный список недугов матери, коллегу-пессимиста. Она терпелива к повторяющимся проступкам человека, к депрессивным и ленивым людям.

Настоящую любовь возмущает подобный мем.

Это также стоит нам чего-то. Через Исайю Бог побуждает Свой народ отдавать себя во благо других: “И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень” (Ис. 58:10).

Истощайте самих себя, говорит Бог. Не избавляйтесь от тех, кто вас утомляет.

Рецепт 2: Прощайте друг друга

Мы грешим, и грех имеет серьезные последствия. “Христиане никогда не могут грешить дёшево”, — писал Чарльз Сперджен. Наши сердца и наши отношения платят огромную цену за каждое недоброе слово и бездумное действие. К счастью, наш премудрый Бог говорит нам, что делать. Он заповедывает нам прощать неоднократно, очевидно подразумевая, что мы не должны автоматически отворачиваться от того, кто причиняет нам боль.

Иисусова заповедь о прощении потрясает воображение. В 18 главе Евангелия от Матфея Пётр спрашивает Господа, сколько раз он должен прощать обижающего его. Ответ Иисуса радикален, он не допускает возможности хранить обиды: вы должны прощать своего брата много, много раз, намного больше, чем вы думаете (Мф.18:22).

Хотя это и тяжело слышать тому, против кого грешат, это причина для великого торжества для тех, кто грешит: Бог прощает нас много, много раз, намного больше, чем мы того заслуживаем. Мы должны делать то же самое друг для друга.

Также в 18-й главе Евангелия от Матфея Иисус предлагает план для верующих, которые оказались в конфликтной ситуации. Конфликт начинается с противостояния (это неприятно), обостряется через вовлечение других людей (особо неприятно) и достигает кульминации, когда в него оказывается вовлечённой вся церковь (практически невыносимо).

Этот напряжённый сценарий является доказательством того, что обычный отказ от сложных отношений без предварительной попытки примириться просто не является вариантом для верующих.

Рецепт 3: Принимайте друг друга

Этот обычный для нашей культуры подход с избеганием трудных людей основывается на мировоззрении, которое должно вызывать беспокойство у любого христианина. Такие мемы предполагают, что мы должны очищать наш круг общения до тех пор, пока не останутся только те, кто делает нас счастливыми. Это не только нереально, но и не по-библейски.

Потому что прежде, чем мы сможем любить или прощать других, сначала мы должны принять их в наш круг, прекрасно осознавая, что они могут подвести нас в определенный момент, а мы можем подвести их.

Бог не повелевает нам называть каждого человека близким другом или слепо позволять каждому, кого мы встречаем, в равной степени влиять на нашу жизнь. Но Он повелевает нам принимать всех с любовью:

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
(Св. Евангелие от Матфея 5:46-47)

Другими словами: отойди от меня, мем.

Вопросы для размышления

Существуют явные обстоятельства, требующие уклонения от отношений, отдаления или даже необратимого разрыва отношений: например, в случае жестокого обращения. И места Писания, которые мы рассмотрели в этой статье, не являются исчерпывающими, — есть также много заповедей, которые приказывают нам избегать “пути нечестивых”, чтобы не ходить вместе с ними.

Так каков же ответ? Есть соблазн обратиться к Притчам, если мы хотим уйти, и к Посланию к Коринфянам, если хотим остаться, но на самом деле всё не так просто. Решение о том, стоит ли “удалить кого-то из своей жизни”, является тяжелым. Оно требует самоанализа перед тем, как щёлкнуть выключателем.

Нам следует спросить самих себя:

1. Достаточно ли я самокритичен, чтобы принять это решение? Могу ли я быть ответственным за некоторые трудности, которые чувствую в этих отношениях?
2. Толкает ли этот человек меня на грех таким образом, что я не могу с собой справиться, оставаясь рядом с ним/ней?
3. Есть ли способ сохранить эти отношения, чтобы служить этому человеку и в то же время не иметь близких отношений с ним?
4. Рассматриваю ли я эти отношения как нечто, что должно благословить меня, вместо того, чтобы спросить, как я сам могу стать благословением для другого человека?

Наш Триединый Бог — Бог отношений. Общение с другими людьми — хотя оно и превратилось в утраченное искусство — является краеугольным камнем христианской жизни, и к этому следует относиться с большей осторожностью. Остерегайтесь мемов, которые побуждают вас поступать иначе.

Комментарии закрыты.