Новое Поколение Россия
Объединение церквей в России

Делайте всё без ропота

Всё делайте без ропота
(Филиппийцам 2:14)

Нам чрезвычайно легко пробежать мимо этого повеления, не услышав по-настоящему этого назойливого слова: всё.

Всё делайте без ропота? – Да, всё: просыпайтесь с больным горлом, выслушивайте критические замечания, платите за стоянку, сгребайте весенний снег, принимайте гостей, воспитывайте детей, меняйте спущенную шину, отвечайте на электронные письма, — делайте абсолютно всё без единого слова недовольства. И у нас может возникнуть искушение сказать: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60).

Многие из нас просыпаются с настроем на ропот и проходят свои дни, ворча по поводу великого множества вещей, встающих на нашем пути. Мы можем говорить о своём недовольстве в более благопристойных терминах, например, «спустить пар», «быть честным», «облегчить душу» или даже «поделиться молитвенной нуждой». Но Бог знает, что мы в этот момент действительно делаем, — и, если всерьёз задуматься, то нередко знаем и мы сами. Ропот – это постоянный шум, звучащий в падшем сердце человека, он также является характерным признаком, свидетельствующим о грехе в сердце христианина.

И потому те, кто не ропщут, становятся особенными людьми в этом мире. Как продолжает говорить нам Павел, те, кто «всё делают без ропота», сияют как прекрасные светила в мире тьмы (Фил. 2:14-15).

Голос недовольства

То, как Павел использует слово «ропот» (и упоминание в следующем стихе текста из Второзакония 32:5), отсылает нас к событиям, произошедшим в пустыне между Египтом и Ханааном. Там мы встречаем группу опытных ропотников. Что же мы можем узнать о ропоте из тех сорока лет, которые они провели в пустыне?

Мы узнаём, что ропот – это недовольство, выраженное вслух; это презрение сердца, сорвавшееся с языка. Это те звуки, которые мы производим, когда у нас возникает «страстное желание» того, чего мы не имеем, и мы теряем покой (Чис. 11:4; Пс. 105:14).

При этом предмет нашей страсти не обязательно должен быть порочным; и действительно, зачастую в нём самом нет ничего плохого. К примеру, Израильтяне стремились к удовольствиям, которые сами по себе были вполне безобидны: пища и вода (Исх. 15:24; 16:2-3;17:3), безопасный переход в обетованную землю (Чис. 14:2-4), отсутствие неприятностей (Чис. 16:41). Но каким-то образом эти добрые желания обратились во зло: они хотели получить всё это прежде сроков, установленных Богом; они желали этого больше, чем самого Бога.

То же самое происходит и с нами. Мы желаем спокойно провести вечер дома, но нам звонит друг, которому нужно помочь с переездом. Мы хотим получить работу, которая представлялась бы нам осмысленной, но увязаем в бесконечных бумагах и таблицах. Или, что более значимо, мы желаем, чтобы будущее было таким, как мы его спланировали, а получаем то, чего совсем не хотели.

«Несправедливо», — говорит какой-то голос внутри нас. «Это неправильно», — подхватывает другой. Желания превращаются в ожидания, а ожидания заявляют о своих правах. И, вместо того, чтобы принести Богу свои разочарования и позволить Его Слову укрепить нас, мы разрешаем неудовлетворённому желанию перерасти в недовольство. Мы ропщем.

Бурчание против нашего блага

Однако ропот – это нечто большее, нежели озвучивание недовольства. Это также голос неверия. Мы начинаем роптать, когда колеблется наша вера в Божии благие замыслы. Не желая поверить, что Бог обращает данное разочарование к нашему благу, мы смотрим лишь на болезненное настоящее.

Когда израильский народ похоронил последних представителей поколения пустыни, Моисей открыл Божий замысел относительно всех их злоключений в безлюдной местности: «[Бог] провёл тебя по пустыне великой и страшной… дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор. 8:15-16). Какое прискорбное замечание о тех могилах в пустыне. На каждом надгробии там были высечены слова: «мы роптали против собственного блага».

Всё это Бог уже говорил им после первого же случая их ропота. Он предоставил им выбор: они могли либо «внимательно слушать голос Господа, вашего Бога» (Исх. 15:26 НРП), либо последовать зову безудержной толпы внутри себя. Ну, эта история нам знакома. Они последовали за толпой.

Подобным же образом и наш ропот обусловлен суждениями о Боге, о себе и о мире, совершенно не соответствующими реальности. Конечно, нам кажется, что эти-то суждения как раз реальны; так всегда случается, когда звучит голос змея. Мы ропщем потому, что внимательно прислушались к чужому голосу, а не к голосу Господа нашего Бога, и начали за ним повторять. Вместо того, чтобы воззвать к Богу: «помоги мне поверить в Твою благость!», мы бурчим, выплёскиваем свои чувства и спускаем пар, говоря тем самым: «Боже, плохи Твои пути».

Избавьтесь от ропота

Подобно всем прочим искушениям, свойственным людям, желанию роптать всегда сопутствует «выход, так чтобы вы смогли его перенести» (1 Кор. 10:13 НРП). Но как? Как можем мы противостать собственной склонности к ворчанию и начать «всё делать без ропота» (Фил. 2:14)?

1. Покайтесь в своенравных желаниях

Распознав некоторые свои слова ропота, остановитесь и спросите себя:

— Чего в данный момент я желаю больше, чем Божьей воли?
— Какая страсть стала для меня выше Божиих повелений?
— Какое желание стало мне слаще, чем познание моего Господа Иисуса Христа?

Источник нашего ропота — не проблема, существующая где-то вовне, но проблема внутри нас. Не внешние обстоятельства принуждают нас к ропоту. Тот же апостол, который написал: «всё делайте без ропота», был, по его словам, в узах за благовестие. И, тем не менее, Послание к Филиппийцам проникнуто благодарностью, а не ропотом (Фил. 1:3, 4:14). Более того, центральной фигурой этого послания Павла является Спаситель, который смирил себя даже до смерти, и смерти крестной, и всё без единого слова недовольства (Фил. 2:5-8).

Бог дал нам всё необходимое для того, чтобы избавиться от ропота – даже в тюрьме, даже по дороге на казнь. Поэтому, помимо признания собственного ропота, мы должны также раскаяться в тех своенравных желаниях, которые мешают нам сказать вместе с Павлом: «при уверенности и надежде моей, что… возвеличится Христос в теле моём, жизнью ли то, или смертью», в покое или в неприятностях, в сбывшихся ожиданиях или в несбывшихся (Фил. 1:20).

2. Помните Божьи слова жизни

Поскольку наш ропот основан на неверной трактовке действительности, мы нуждаемся в том, чтобы Бог дал нам новое объяснение наших обстоятельств. И потому, как говорит нам Павел, мы отказываемся от ропота, «содержа слово жизни» (Фил. 2:16).

Слово «содержать» подразумевает приложение усилий и внимательность. Вряд ли ропот исчезнет, если мы будем просто сотрясать воздух туманными размышлениями о Божьей благости. Мы должны взять конкретные Божии слова и с неукротимой силой держаться за них крепче, чем за собственные слова недовольства.

За какие же Божии слова мы должны держаться в такие моменты? – Например, за такие, которые противостоят шуму наших внутренних голосов при помощи истины о Божьей обильной благости (Пс. 30:20), о богатстве, которое мы имеем во Христе (Пс. 102:1-5), о сиянии нашей будущности (1 Пет. 1:3-9), о Божьей власти над нашими испытаниями (Иак. 1:2-4) и о сладости послушания (Пс. 18:11-12).

Или, если оставаться в контексте повеления, данного Павлом, подумайте о том, чтобы держаться за такое драгоценное обетование: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:19). Славное богатство, восполняющее всякую нужду, принадлежит нам во Христе. Держитесь за это слово.

3. Отвечайте Богу с верой

И наконец, возьмите эти слова и обратитесь с ними к Богу, нашему скорому Помощнику (Пс. 45:2). Другими словами, замените ропот его праведной противоположностью – молитвой. Ведь каждый раз, когда мы решаем роптать, мы одновременно решаем и не молиться, не изливать своё сердце перед Богом, не приближаться к Его могущественному престолу благодати. И аналогично, решение молиться – это и решение не роптать.

Конечно, борьба продолжается и во время молитвы. Часто наш разум будет возвращаться к взволновавшему нас человеку или обстоятельству. Но продолжайте одёргивать его. Продолжайте вопреки всему снова и снова фокусироваться на Боге, Который создал вас, знает вас, любит вас, искупил вас и будет совершать начатое в вас доброе дело до дня Иисуса Христа (Фил. 1:6).

Ропот не может существовать в присутствии Иисуса. Со временем, он уступит место благодарности. Он преклонит колени перед верой. Он отступит перед хвалою.

Комментарии закрыты.